«В небе нет ни могил, ни обелисков, ни памятников. Зато в сердцах людей память о погибших сохранится навечно!». Ольга Лисикова Важное место в истории нашей страны занимает Великая Отечественная война. В год 70-летия Победы хочется вспомнить всех тех, кто добивался (часто ценой собственной жизни) этой Победы. Нам, жителям Санкт-Петербурга, особенно важно хранить память о тех, кто защитил и сохранил наш город от врага. И среди них немалая заслуга принадлежит ленинградским летчикам. Это они защищали небо и город от бомбежек и разрушения, вывозили детей и раненых, доставляли продукты и медикаменты во время блокады.
Одной из них была героическая женщина – Ольга Михайловна Лисикова. Именно ей я посвящаю свою работу. Мне хочется еще раз напомнить о том, как много сделала О.М.Лисикова для жителей Ленинграда и для страны. Из наградного листа Ольги Михайловны Лисиковой от 22.02.1942 г.: «За время Отечественной войны лётчик Лисикова налетала 367 часов 10 минут, вывезла из прифронтовой полосы 57 раненных бойцов, командиров и политработников. Доставила к линии фронта – крови – 600 кг, почты – 900 кг, боеприпасов – 1650 кг и спецгруза – 1000 кг. Перевезла командно-политического состава – 149 человек. При выполнении летных заданий несколько раз встречалась в воздухе с самолётами противника, но всегда уходила из-под обстрела умелым маневрированием своего самолёта. За отличное выполнение оперативного задания имеет благодарность от командования авиадивизии. За быструю доставку вооружений и боеприпасов в сложных метеоусловиях имеет вторую благодарность от командира оперативной группы подполковника Добыш. Достойна правительственной награды ордена «Красная Звезда». (Орфография документа сохраняется). Но хочется также обратить внимание на скромность её правительственных наград, на несоответствие их тем реальным поступкам, которые она совершила в жизни. В данной работе будет рассказано не столько о самой Ольге Михайловне, сколько о той работе, которая была проведена по увековечиванию её памяти в нашем городе. Речь пойдет и о сотрудниках Музея гражданской авиации в Санкт-Петербурге, которые на протяжении многих лет поддерживали Ольгу Михайловну, пока она была жива. О.М.Лисикова ушла из жизни 7 сентября 2011 года. Она была похоронена на Кладбище жертв 9-го января в Санкт-Петербурге. 15 сентября 2014 года там был торжественно открыт памятник героической летчице. Когда мои ученики – шестиклассники школы № 507 Московского района – в 2008 году узнали об Ольге Михайловне, они задали директору музея Н.М.Сафроновой вопрос: «Почему такой заслуженный человек не был награжден Звездой Героя Советского Союза?» Натэла Михайловна предложила им самим поискать ответ. И тогда было написано письмо Президенту Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву. И был получен ответ…Разумеется, формальный: «Ваше обращение… направлено на рассмотрение в Правительство Санкт-Петербурга с просьбой проинформировать вас о результатах». Об этом хорошо написано в статье Жанэ Пати и Анны Варенберг «Одиннадцать шагов Ольги Лисиковой», опубликованной в международной газете «Секретные материалы» №№ 7 и 8 за март и апрель 2010 года: «Они ещё настолько юные, что продолжают верить в справедливость. Которая, как не крути, заключается вовсе не в обязательных трескучих фразах по поводу очередной годовщины Победы. Не в граните новых памятников…». Суть ответа в том, что нельзя присвоить звание Героя Советского Союза тем, на кого не было в годы войны оформлено представления к этой награде. Но есть мнение, что представления на О.М.Лисикову всё же были. Ольга Михайловна, разумеется, ничего не знала о нашей попытке восстановить историческую справедливость. С 2006 года она проживала в Доме ветеранов войны № 1 в Павловске. И пока она была жива, сотрудники музея и другие неравнодушные люди помогали ей, чем могли. А между тем, родная дочь Ирина, приехав в 2009 году из Германии (!), где она проживает постоянно, поговорив с заведующим отделением Дома ветеранов, даже не навестила мать. Это кажется, просто бесчеловечным. Но такова была жизненная позиция дочери: «Ты за Родину жизнь отдавал? Ну и отлично. Вот пусть тебя теперь Родина и содержит». Но разве это плохо «отдавать жизнь» за свою Родину? Этот год особенный. И мы снова решили вернуться к вопросу о награждении О.М.Лисиковой. Теперь уже с другими детьми и помощниками. Вопрос об этом обсуждался на заседании «рабочей группы по рассмотрению предложений об увековечивании памяти погибших при защите Отечества на территории Санкт-Петербурга», куда я была приглашена для обсуждения и которая состоялась 30 января 2015 года в Мариинском дворце. В повестке дня значилось два вопроса, касающихся О.М.Лисиковой: 1. «О наименовании объектов городской окружающей среды (улиц, проспектов, переулков, площадей, мостов, каналов и т.д.) Санкт-Петербурга в честь защитников города». Кандидатура Ольги Лисиковой рассматривалось наряду с первым советским комендантом и начальником гарнизона Берлина Н.Э.Берзариным и вице-адмиралом В.М.Головниным. Решением членов рабочей группы было поддержать все три кандидатуры. Среди участников заседания присутствовал и член Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, журналист А.Д.Ерофеев. 2. О возможности награждения Лисиковой Ольги Михайловны Звездой Героя России. По этому вопросу было высказано сомнение о возможности получения положительного решения. Но попробовать всё же решили. В Санкт-Петербурге Дворцом творчества юных уже в 13-й раз проводится городская военно-историческая конференция школьников «Война. Блокада. Ленинград». (В 2015 году – 31 января). И я, как педагог, решила использовать этот шанс. Мы с ученицей 6 класса Глафирой Леонардовой подготовили работу об Ольге Михайловне Лисиковой, которую Глафира успешно представила на конференции. Предварительно мной были собраны подписи у моих коллег – учителей школы № 507 – в поддержку обращения в Топонимическую комиссию Санкт-Петербурга с просьбой присвоить имя Ольги Лисиковой какому-либо объекту в Московском районе. На конференции мы собрали подписи у участников и членов жюри, одним из которых был Алексей Дмитриевич Ерофеев. Там же на конференции мы передали ему это обращение (вместе с подписями) для рассмотрения Топонимической комиссией Санкт-Петербурга вопроса об увековечивании памяти Ольги Лисиковой в нашем городе.
Ещё мной был согласован вопрос с Музеем, сотрудники которого также были инициаторами увековечивания памяти Ольги Лисиковой, о возможности выбора в качестве объекта не улицы или площади, а сквера. Такое предложение представилось нам даже более интересным. Кроме того, это могло значительно ускорить положительное решение данного вопроса. И, действительно, рабочая группа Топонимической комиссии рассмотрела наше обращение, и уже 12 февраля был найден подходящий объект в Московском районе – безымянный сквер на пересечении улиц Фрунзе и Ленсовета. Лучшего места нельзя было даже придумать. Во-первых, этот сквер расположен по дороге из одного здания нашей школы (Московский пр., 169) в другое (ул. Фрунзе, 20). Во-вторых, О.М.Лисикова до переезда в Дом ветеранов проживала на пр. Юрия Гагарина в доме 29, который находится не так далеко от сквера. В-третьих, рядом находится Московский парк Победы с Алеей Героев, где установлены бюсты летчикам дважды Героям Советского Союза, а также улица Гастелло и улица Галстяна, названные в честь героев-летчиков. И, наверное, самое главное – возможность со временем установить в сквере памятник Ольге Михайловне. Дальше события стали разворачиваться ещё стремительнее. Нас с Глафирой пригласили на 26 февраля в Дом радио для участия в передаче «Петербургская панорама», которая выходила в прямом эфире. И практически сразу нас пригласили на съемку сюжета о возможном присвоении данному безымянному скверу имени летчицы Ольги Лисиковой. Этот сюжет несколько раз был показан 25 февраля каналом 100-TV в передаче «Невское время».
С целью поддержать нашу инициативу мной были подготовлены, подписаны и переданы коллективное обращение в Отдел образования и личное обращение к Главе Администрации Московского района Владимиру Николаевичу Ушакову. В настоящее время мы ждем окончательного решения Топонимической комиссии Санкт-Петербурга и надеемся, что её положительное решение будет поддержано также и Губернатором Санкт-Петербурга Георгием Сергеевичем Полтавченко.
На заседании рабочей группы меня спросили, почему я занимаюсь этим. Ответ пришел сам собой: «Меня, что называется, зацепило». Зацепило так, что я мечтаю передать сюжет об Ольге Михайловне Лисиковой одному из наших самых известных кинорежиссеров. И я не сомневаюсь, если этот фильм состоится, то он будет любим миллионами наших сограждан! Ирина Борисовна Якутина, учитель истории и культуры Санкт-Петербурга школы №507 Московского района Пилот, командир самолета С-47 Лисикова (Власова) Ольга Михайловна 7.11.1916 – 7.09.2011 Родилась 7 ноября 1916 года во Владивостоке. Её отец был учителем, позднее директором школы, мать домохозяйкой. В начале 1920-х годов семья переехала в Петроград. Она мечтала об авиации. В 1934 году по комсомольской путевке попала в Тамбовскую объединенную школу пилотов и авиатехников ГВФ, потом всех перевели в Батайскую авиашколу, которую Ольга и окончила в 1937 году. Занималась различными видами спорта. Дважды участвовала в первенстве Советского Союза по лыжам. В 1937 году на экраны вышел кинофильм «Богатыри нашей Родины», в котором практически была снята одна Ольга Власова. Она могла стать звездой экрана, но предпочла летать. Окончив летную школу с отличием, Ольга Власова отправилась в Ленинград, где была принята в тренировочный отряд. В её судьбе был поступок, совершить который в те годы мог бы далеко не каждый человек. Когда её вызвали в Большой дом на Литейный, чтобы свидетельствовать против Дроздова, она попросту расхохоталась. Так ей вместе с другими летчиками удалось отстоять честь (а возможно и жизнь своего командира). После длительных проверок, продемонстрировав отличные летные качества, она стала «матричницей». Для таких летчиков не существовало понятия «нелетная погода»: матрицы центральных газет доставлялись из Москвы в Ленинград, где и печатались для всего Северо-Запада. За все время таких полетов, не было ни одного дня, чтобы Ленинград остался без газет. С ноября 1939 года Ольга Лисикова участвовала в Финской войне. Ей было 23 года. Она стала женой Василия Лисикова – пилота гражданской авиации. На своем Р-5 (более сложном в управлении, чем У-2) возила раненых. Кабина на санитарном самолете была открытой, а мороз доходил до 40 градусов на земле. Базировались на Комендантском аэродроме, откуда раненых и обмороженных забирали в больницы и госпитали города, инвалидов перевозили на Валаам. С аэродрома «Шоссейная» летали в Москву и по другим гражданским нуждам. Так продолжалось до марта 1940 года. Лисикова ждала ребенка, и была переведена на «легкую» работу – прогулки над городом. А это по шесть-семь посадок в день, когда живот просто упирался в рукоятку штурвала. В годы Великой Отечественной войны воевала вначале в составе Особой Северной авиагруппы ГВФ, затем в 10-й Гвардейской авиатранспортной дивизии ГВФ, которая базировалась на подмосковном аэродроме Внуково. Лисикова выполняла разные задания: вывозила раненых, забрасывала разведчиков в глубокий тыл врага, устанавливала связь с партизанами, доставляла им оружие, медикаменты, забрасывала разведчиков и десантников в глубокий тыл врага, снабжала горючим вырвавшиеся вперед танковые соединения, летала в осажденный Ленинград. В блокадный Ленинград Ольга Михайловна совершила 150 вылетов, доставляя продовольствие, медикаменты и вывозя детей и раненых. Почти всю войну летчик 1-го класса Ольга Лисикова воевала на наиболее опасных и ответственных участках. Она по праву считалась одним из асов отечественной авиации. Ольга Михайловна Лисикова – единственная в годы Второй мировой войны женщина – командир крупнейшего артиллерийского американского транспортного самолета СИ-47. За годы войны она провела в воздухе 3500 часов (а всего 4200), совершила 408 боевых вылета, более 20 в тыл врага. Экипаж командира Ольги Лисиковой выполнял специальные задания Государственного комитета обороны на всех фронтах от Баренцева до Черного морей. Благодаря мастерству и отваге командир Лисикова за всю войну не потеряла ни одной боевой машины, ни одного члена своего экипажа. В конце войны Лисикова работала в полку правительственной авиации. Возила дипломатов, артистов Большого театра, начальника Генерального штаба Антонова. После окончания войны Лисикова летала в Ленинградском авиаотряде, открывала воздушные линии из Ленинграда в Таллинн, Ригу, Вильнюс, потом три месяца выполняла спецзадание правительства в Арктике. Это окончательно подорвало здоровье. Летная судьба оказалась драматически короткой. Диагноз – отсутствие кислорода в крови, год в больнице и пенсия в 30 лет. После выхода на пенсию активно работала в ветеранских общественных организациях. Но Ольгу Михайловну болезнь не сломила. Она любила не только небо, но и землю и умела за ней ухаживать: сажала и разводила цветы, да так, что в Латвии к ней водили учиться школьников. Была Ольга Лисикова и членом Комитета советских женщин: встречалась с молодежью, работала с архивами, подготавливая музейные экспозиции. Политуправление Красной Армии выпустило два плаката о боевых подвигах Лисиковой: «280 боевых вылетов» (1943) и «Летать так, как летает командир корабля Ольга Лисикова» (1944). В наградном списке легендарной летчицы более 20 орденов и медалей, среди которых Орден Отечественной войны I и II степени, Орден Красной звезды, Орден красного знамени, медали «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы» и другие. (Однако Звезда Героя Советского Союза отсутствует. Их должно было бы быть как минимум две). Дело в том, что Ольга Михайловна получила неверные сведения о судьбе своего мужа Василия Лисикова, командира «Дугласа». Его товарищи ей сообщили, что он погиб. Самолет его действительно при падении взорвался на их глазах, но трое членов экипажа, в том числе командир, как позже выяснилось, были выброшены взрывной волной из развалившейся надвое машины и тяжелораненые взяты в плен. Василий прошел сначала нацистский лагерь, потом сталинский фильтрационный и вернулся в Ленинград только в сорок шестом. О его подлинной судьбе Ольга Михайловна ничего не знала и, считая его погибшим, снова вышла замуж. Но по документам он числился пропавшим без вести, причем на вражеской территории, а это по законам того времени было равносильно предательству. В 2002 году Ольга Михайловна была награждена почетным знаком Общественного совета Санкт-Петербурга «Признательность Санкт-Петербурга». С 2007 года Ольга Лисикова жила в Санкт-Петербургском государственном стационарном учреждении социального обслуживания "Дом ветеранов войны №1". Единственная дочь и внуки легендарного пилота живут в Германии, её не навещали и помощи не оказывали. До самой кончины помощь Ольге Михайловне оказывали директор Музея гражданской авиации Натэла Михайловна Сафронова и сотрудники музея, студентка Дилора Латыпова, , медсестра Лариса Ивановна Терентьева, а также Ирина Валерьевна Гашкова. 7 сентября 2011 года О.М.Лисикова ушла из жизни. Она похоронена в Санкт-Петербурге на кладбище «Жертв 9-го января».
|