Обретение святых мощей епископа Митрофана Воронежского |
25.04.2015 02:25 | |||
Занимаясь поиском документов, касающихся Воронежского Митрофанова монастыря, я работала в Российском Государственном Историческом Архиве. За годы жизни Св.Митрофана, в миру-Михаила (1623-1703), на Российском Престоле сменились 5 царей: от первого из династии Романовых, Михаила Федоровича, до Петра Великого. С двумя из правителей Св.Митрофан не только был знаком лично, но и много общался. С Федором Алексеевичем- в бытность свою настоятелем Унженского монастыря. Именно по желанию этого государя Св.Митрофан был посвящен в Епископа новообразованной Воронежской Кафедры. По смерти Федора Алексеевича Св.Митрофан лично совершал поминовение Государя в Москве. А затем он участвовал в венчании на царство юных Государей Иоанна и Петра Алексеевичей. Петр I почитал Св.Митрофана своим духовным наставником, а когда Преосвященный скончался, царь лично участвовал в похоронах и «нес его тело на своих раменах», сказав, что «не осталось у меня такого святого старца, ему же буди вечная память» («Описание рукописей синодального собрания, ч.II,М.,1973, стр.6) По прошествии ста с лишним лет после кончины Св.Митрофана Антоний, Епископ воронежский, неоднократно доносил Священному Синоду о случаях чудесного исцеления от молитвенных обращений болящих и страждущих к Св.Митрофану и о том, что паломников, едущих поклониться Св.Митрофану , такое множество, что в городе нет достаточного места для их размещения! Однако, канонизировать Митрофана Священный Синод не спешил, о чем свидетельствует, например, секретное письмо Обер- Прокурора князя Петра Сергеевича Мещерского Епископу Воронежскому Антонию, в котором Преосвященному предписывается «употребить благоразумную осторожность» и не дать гражданам города Воронежа преждевременно утвердиться в святости сего пастяря. (РГИА, Ф.797, Оп.3, Дело № 10253. «Об особенном почитании, оказываемом гражданами города Воронежа к памяти покойного Епископа Митрофана и приписываемых ему «чудесных исцелениях.»)
После обретения мощей Св.Митрофана и его канонизации в 1832г. верующие со всей России устремились в Воронеж для поклонения. Многие монаршие особы бывали в этом городе и отдавали дань Святителю. Существует документ, который свидетельствует о посещении Воронежа в 1837г. Императрицей Александрой Федоровной и Великой Княжной Марией Николаевной и возложении ими покрывала и ковра у раки Св.Митрофана. (РГИА, Ф.796, Оп.118, Дело № 1031)
Известно, что было сделано несколько списков с этого документа. Один из них находится в Национальной Библиотеке Карелии.
Существует научное описание рукописи. Духовное Завещание издано в переложении на современный язык. В своем завещании Св.Митрофан приводит слова мудрых мужей:
На фризе, среди 31-й фигуры просветителей, мы видим святого старца, образ которого увековечен благодарными потомками. Он стоит в одном ряду с такими, как Кирилл и Мефодий, христианские проповедники, Ольга, Равноапостольная Святая, Великая Княгиня Киевская, Максим Грек, крупный деятель русского просвещения, писатель, Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиева монастыря, Федор Ртищев, родоначальник русской благотворительности, и др. Более всех других молитв Св.Мтрофан почитал молебны по усопшим. Поистине, человек жив, пока жива память о нем! И еще я верю, что Святитель Митрофан не оставит без своего попечительства ни одно благое начинание! Поликарпова Ольга
|